Авторизация

Забыли пароль? Регистрация

Весёлые картинки

прогресс
Image Detail

На форуме

Нет сообщений для показа

Опыт строительства дороги на земельном участке

PDFПечатьE-mail

Земля - Обустройство участка

Одной из приоритетных задач при освоении участка земли стало устройство дороги. 
Верхний слой почвы на участке чернозем, а толщина этого слоя до одного метра. Эта замечательное приобретение имеет и оборотную сторону.
Во первых, невозможно заложить под дом недорогой, мелкозаглубленный фундамент. При любых обстоятельствах, до твердого грунта, на который можно опереть фундамент, необходимо убирать чернозем. То есть закапываться на 1 метр вглубь. Столбчатый фундамент (например по технологии ТИСЭ) при всех его достоинствах, не так уж и прост в устройстве. Особенно силами одного-двух человек.

Из этого недостатка проявилось некоторое достоинство в конструкции будущего дома. Дом будет заглублен на 1 метр, а вынутым грунтом обвалован. Такое решение хорошо укладывается в концепцию строительства энерго-эффективных домов по принципам солнечной архитектуры.
Во вторых, даже слабые осадки, мгновенно превращают участок в непроходимую преграду. Не имея ранее сознательного опыта жизни в черноземной зоне, теперь, я отчетливо понимаю, почему немцы застряли осенью 41-го года под Москвой. Влажный чернозем полностью исключает передвижение колесной техники по грунту и грунтовым дорогам. Особенно груженой техники (например гружёной строительными материалами). Затруднено перемещение пешком.
Соседи по участку отмечают, что пока уличная дорога никаким образом не была обустроена, приходилось оставлять машины на ближайшем асфальте, за 300 метров от будущего дома и доходить пешком, проваливаясь порой по колено в землю и оставляя в ней обувь :). Участок же при начале весенних работ, в самое скорое время неизбежно превратится в непроходимое болото. На которое не только строительные материалы проблематично завести, но и самому активно передвигаться затруднительно и неприятно.Самой первой задачей, конечно же было обеспечение временного жилья. И первое время я всецело занимался строительством каркасного геодезического купола. Когда он бы практически готов, погода внесла коррективы. День за днем дули сильные ветра, в течении дня по нескольку раз срывался дождь и работать над домиком стало совсем невозможно. Тогда я решил переключится на строительство дороги.
Дорогу решил проложить вдоль западной стороны участка. Как я отмечал в статье о концепции развития своего жизненного пространства, дом будет находится в середине участка, а в северной его части будут располагаться служебные постройки. Мой участок 100 метров в длину, от уличной дороги до участка еще 20 метров, таким образом общая длина дороги вылилась в 80 метров. Немало. Ужаленный пчелой энтузиазма, я особо об этом не задумывался и решительно приступил к действиям.
Сплошную дорогу решил не делать. Дорожное полотно в 2 колеи на мой взгляд целесообразней по нескольким причинам. Меньше вмешательства в мир, дешевле по материалам и трудозатратам, естественный дренаж полотна, незаметность дороги в окружении газона.Рельеф участка имеет понижение в первых двух третях и потом снова повышается. Недорогой лазерный построитель плоскостей сильно облегчил мне работы по разметке и нивилировке будущей дороги.По разметке, с помощью култиватора MTD-205 взрыхлил верхний слой почвы, обозначив 2 колеи будущей дороги. О таком способе выемки грунта я узнал где-то на просторах интернета. Рыхлить культиватором землю, затем совковой лопатой вычерпывать её несколько проще, чем вручную копать 15-ти летнюю целину. Культиватор зарекомендовал себя хорошо. Грыз почву бодро, в один заход на 10 сантиметров, уверено выворачивая камни в пол кирпича. Хотя для первоначальной обработки целины, пожалуй легковат.
Граница участка принята за нулевой уровень дороги и в этом месте я углублял колеи на 40 см. Помятуя о СНИПАХ. С точки зрения местного населения я совершал неимоверную глупость, ведь можно просто засыпать слой гравия в 10 сантиметров и забетонировать. Однако имея понимание о процессах происходящих в полотне дороги я согласно кивал но продолжал копать :)

По мере понижения участка, глубина траншей уменьшалась и на 35-метре дороги я ограничивался снятием верхнего слоя почвы. Ведь дорога будет строго горизонтальной. и чем дальше к середине участка, тем выше её придется поднимать.Подготовку траншей я выполнил за 4 дня. Загодя я завез на участок 4 камаза по 10 тонн несортированного гравия (фракция от 10 до 1 см) и 4 камаза песка. Такая разносортица в гравии оказалась весьма неудачной. Лопатой нагружать тачку чрезвычайно тяжело. Кромка лопаты постоянно упирается в крупные камни. Получил урок. Впредь буду умнее в выборе.Из обрезной доски и бруска соорудил опалубку и стал засыпать траншеи. На самое дно выбирал крупные камни, и это тоже оказалось весьма затратно и по времени и по силам. Края траншей выстелил рубероидом сложенным в 2 слоя, чтобы частицы почвы с влагой не дренировались в полотно дороги.

Быстро вышел на режим. Насыпал на участке в 15 метров слой в 10 сантиметров гравия, разравнивал, затем 5 сантиметров песка, слегка перемешивал граблями и насыпал еще 5 сантиметров песка Проливал водой до тех пор пока песок не переставал уходить в гравий. Затем, в 5-6 проходов уплотнял смесь вибротрамбовкой. Вибротрамбовка у меня "беспородная" но двигатель "хонда". Изначально не планировалась к приобретению, но увидел на распродаже по цене 27 тыс. рублей, не удержался и приобрёл, хотя туго с финансами.
Оказалось не зря. Без этого инструмента на строительстве дороги я, наверное, умер бы. А сколько еще работ я с ней произведу! Незаменимая вещь в хозяйстве!
Чем дальше продвигалось строительство тем выше поднималась моя дорога, насыпь по сторонам делал из вынутого ранее грунта с уплотнением виброплитой. Но чернозем в сухом состоянии трамбуется плохо, а во влажном налипает на плиту так плотно, что потом этот слой с трудом срубается топором. Естественно, с налипшим на платформу грунтом трамбовка не идет. Пробовал разбавлять песком, но толку от этого мало. Пробовал трамбовать через подложенные доски - эффект слабый. Вибрации распределяется на большую площадь и эффект трамбования практически пропадает. При этом плита ведет себя совершенно безобразно и, наверное, может и из строя выйти. В результате стал уплотнять сухой грунт. В последствии, дожди уплотнили его и без моей помощи.
Через 2 недели закончились материалы. Последней кучей щебня и песка, я протянул дорогу до конечной точки, отсыпая "как все" - 10 сантиметров. Хватило еще и на большую площадку перед домиком. Отсыпку полотна предстоит закончить в новом сезоне.

Испытания дороги прошли под КАМАЗом груженым щебнем. Пришлось докупить еще 1 машину. Дорога не расползлась, и водитель был приятно удивлён, есть люди которые к таким "второстепенным" вопросам при освоении участка подходят столь основательно.
Позже я отолью колеям фигурные плиты из цветного бетона размером от полуметра до метра, щели будут засыпаны грунтом и засажены газонной травой.
Размеры дороги таковы - первая колея 60 сантиметров, вторая колея 1 метр. Между колеями расстояние 1 метр. Легковушка идет как раз по внутренним частям дороги, Газель, по серёдкам, Камаз в полную дорогу. Та колея, что 1 м - удобная пешеходная дорожка. Два человека идут комфортно, если один чуть спереди, а второй на пол шага позади.



Интересно? Поделись с другими:

 

Прокомментировать
Необходимо авторизоваться или зарегистрироваться для участия в дискуссии.